О ратном пути нашего земляка, единственного представителя эвенкийского народа — Героя Советского Союза, написано немало очерков, рассказов, стихов и песен. Его именем и подвигом, которые известны каждому эвенкийцу, мы гордимся.
К юбилейной дате Эвенкийским архивом выпущено второе дополненное издание книги «Герои не умирают», которое обновлено материалами, предоставленными Архивом Министерства обороны СССР. Важные сведения уточняют боевой путь полка, в котором воевал И.П. Увачан, обстоятельства его гибели.
На фронт – добровольцем
Великая Отечественная была первой войной, в которой участвовал эвенкийский народ. Несмотря на то, что эвенки не имели большого боевого опыта, из их числа немало воинов-богатырей самоотверженно защищали нашу Родину от фашистских захватчиков. Уходили на фронт многие, но не все вернулись к родным стойбищам. Стойкость и героизм продемонстрировали они в грозовые годы. Ум, таежную смекалку, охотничью меткость, жизнь до последней капли крови отдали своей Отчизне, своему народу. И первым среди них – Иннокентий Увачан, который вошел в легенду.
Весть о начале войны Иннокентий встретил в Туре, и с первых же дней его желанием было вместе со сверстниками защищать Родину на передовой. Но положительный ответ на неоднократные просьбы отправить его на фронт он получил только в 1942 году. До этого, работая секретарем кочевого Совета, он активно участвовал в перестройке работы в тылу на нужды военного времени, объяснял эвенкам, не знавшим войны, опасность положения на фронтах, необходимость как можно больше добывать рыбы и мяса для нужд Красной Армии. Наконец, Иннокентий Увачан добился своего и 27 мая 1942 года Эвенкийским окружным военным комиссариатом был призван на фронт.
Дороги войны
Солдатская биография Увачана началась с самых ожесточенных и самых важных сражений Великой Отечественной – Сталинградской и Курской битв. Здесь в упорных, почти круглосуточных боях он прошел высшую школу мужества. Осенью 1942-го – зимой 1943 года на южной окраине Сталинграда в обороне принимала участие стрелковая бригада (есть сведения, что формировалась в населенном пункте Сухой Лог на Среднем Урале). Из нее вышло большинство солдат и офицеров, в том числе и Иннокентий Увачан, которым дальше идти дорогами войны предстояло в составе 276-го полка.
В начале февраля 1943 года бои за освобождение Сталинграда закончились грандиозной победой. Советских солдат ждала новая, переломная битва. На Курской дуге была сформирована 92-я гвардейская стрелковая дивизия, в состав которой вошел 276-й стрелковый полк.
Личные качества Иннокентия
Знакомясь с личным составом и оформляя документы, командир связистов Георгий Выговский обратил внимание на Иннокентия. Это был грамотный боец, по характеру жизнерадостный, который хорошо понимал свой воинский долг и очень серьезно относился к его выполнению – такое сложилось представление у ротного. Эвенк Увачан часто рассказывал своим друзьям-однополчанам о родном доме на далеком Севере, об оленях, и чувствовалось, что очень скучал. Тогда, по воспоминаниям Выговского, он с командиром взвода лейтенантом Волоковым решили ввести его в подразделение, где были лошади. И Кеша с удовольствием за ними ухаживал. Так, в роте связи 276-го полка Иннокентий Увачан сначала был определен в повозочные – так называлась военная должность – и занимался перевозкой оборудования, а позже был переведен в телефонисты.
В начале июля началось одно из кровопролитных сражений – Курская битва. 276-й полк принял на себя главный удар под Белгородом. Иннокентий Увачан со своими однополчанами героически сражался непрерывно десять дней. Часто это были ближние бои, в которых шанс остаться в живых зависит, прежде всего, от личной храбрости, высокого морального духа, да и от удачи тоже. В первых числах октября дивизия, в которой служил Увачан, с боями вышла на левый берег Днепра возле села Келеберда. Здесь начинается последний отрезок героического пути Иннокентия.
Подвиг
Шли ожесточенные бои за Днепр. Линия связи с окруженными батальонами была разорвана во многих местах. Восстановить ее добровольно вызвался гвардии рядовой Увачан с группой связистов. Поздним вечером они спустились на воду. Тут нужны были исключительная выдержка и находчивость, ведь в рацию не должна была попасть вода. Начальник связи знал – он послал таких ребят, которые несмотря ни на что связь установят. И действительно, уже через 20 минут после того, как бойцы вступили на противоположный берег, связь заработала. Всю эту ночь и половину следующего дня противник не подозревал, что через его боевые позиции налажена телефонная связь. В тот день полк отбил три немецкие атаки и пошел в контратаку. Позже начальник штаба Иван Трембач жалел, что не было времени расспросить Увачана, как он восстановил линию, но начальник связи докладывал, что тот прошел через вражеские порядки, переодевшись в немецкую форму, убил немца, пытавшегося порвать линию, и его документы сдал в штаб.
Составление наградного листа на Иннокентия Увачана требовало точных данных. По словам его непосредственного командира Георгия Выговского, связист Увачан первый проложил связь через Днепр, под непрерывным вражеским огнем устранял повреждения и обеспечивал командование управлять боем. За исключительную доблесть, отвагу, сообразительность и результат, который дал возможность полку удержать занятый рубеж, командир полка майор Симонов подготовил ходатайство о присвоении Увачану звания Героя Советского Союза и награждении медалью «Золотая Звезда».
Последний бой
В декабре 1943 года 276-й гвардейский стрелковый полк вел оборонительные бои в районе украинского села Недайвода. Телефонистам приходилось то и дело восстанавливать связь, многие из них погибли. Иннокентий был ранен, но после оказания первой помощи собрался с силами и вернулся на позиции. Бой длился до поздней ночи. Под утро командование отдало приказ отходить на исходный рубеж, вернулись и связисты, но не все. Своему командиру они доложили, что еще днем Увачан отходил не с ними, а со стрелковым батальоном. Это был не первый случай, когда вопреки приказу Иннокентий оставался в бою до конца. Таким образом, в тот день, 14 декабря, Иннокентий Увачан пропал без вести.
После освобождения села Недайвода погибших бойцов хоронили в братской могиле, их документы сдавали в сельский Совет, но не у каждого они были. Не нашлись и документы Увачана. Получается, что Иннокентий похоронен неопознанным. Но есть свидетельства его однополчанина Р. Веселика о том, что Увачан действительно похоронен за селами Недайвода и Заря, и после боев, в апреле 1944 года его табличку с могилы кто-то вынул, ее нашли приблизительно в 1949-1950 году школьники. В надписи было видно только слово «Герой»…
Историю с этой табличкой, а значит, и существование захоронения подтверждает Герой Советского Союза гвардии майор запаса В.Н. Исайченко, заместитель командира второго стрелкового батальона:
«Я помню подвиг Увачана, нашего связиста. Между нашим батальоном и командным пунктом полка нарушилась проводная связь. На исправление пошел Увачан. Связь была восстановлена, но он так и не вернулся. Когда на линию вышел связист, то нашел Увачана мертвым. Оба конца перебитого провода Иннокентий сжимал зубами. И тогда стало понятно, почему телефон действовал, хотя Увачан не вернулся. О присвоении ему звания Героя Советского Союза он так и не узнал».
Похоронив боевого товарища, солдаты поставили над могилой табличку с надписью, что здесь похоронен Герой. Вот ее впоследствии и нашли пионеры села Недайвода.
На сегодняшний день наиболее правдоподобной остается версия, подтвержденная официально: И.П. Увачан был похоронен неопознанным. Но несмотря на этот факт, в памяти благодарных потомков остается светлый образ нашего Героя, шагнувшего в бессмертие.
По материалам книги «Герои не умирают»
подготовила Елена ЛЕЛИС,
архивист МКУ «Эвенкийский архив» ЭМР